Добавить комментарий

Рывок спроса на военную экипировку поддержать смог не весь легпром

Одеть 300 000 мобилизованных оказалось сложнее, чем это представляли власти.

На начало 2022 года в стране работало 150 предприятий, обеспечивающих армию снаряжением. Но как показала практика, их мощностей не хватает на выполнение стратегических потребностей в ограниченный промежуток времени.

Пока не началась частичная мобилизация, товары на полках военторгов продавались медленно, но верно. После исторического события то, что магазины могли продать за сезон, покупатели буквально смели за считанные дни. Чтобы «придержать» товар на полках, продавцы начали повышать цены.

Сервисы слежения за ценами отмечают рост стоимости товаров военного назначения до 110%. Так, берцы подорожали на 13% (при увеличении продаж почти на 300%), термобелье добавило в цене 50% (+900% продаж). Рекорды по удорожанию бьют разгрузочные жилеты (+110%), стоимость которых может достигать сотню тысяч рублей и выше.

ФАС занимается проверкой выявленных случаев, прокуратура выдает предостережения, но производство экипировки, как подчеркивают эксперты, является нерегулируемым видом деятельности. Цены на амуницию формирует рынок и его законы.

Сильно подорожавшие балаклавы, перчатки и костюмы ситуацию вряд ли смогут спасти, уверены производители. Да, заказы на продукцию есть, а вот швей давно уже не хватает. Маленькие компании и цеха госконтракт отработать в короткие сроки не могут, поэтому за них практически не берутся. Для этого есть специализированные предприятия, в том числе работающие непосредственно на Минобороны и с УФСИН.

Но даже те предприятия, которые имеют отношение к оборонке, признаются: в последние годы заказов не получали. Даже после начала мобилизационной кампании письма, отправленные профильному министерству о готовности работать, остались без ответа. Зато другие компании – в той же области – для минобороны строчат с лета и постоянно ищут новых сотрудников. О качестве срочно отработанных заказов в контексте сегодняшнего дня говорить не приходится.

Такая ситуация с легпромом в стране породила целые движения и объединения, готовые шить и вязать для российских солдат. На Урале, например, портнихи уже изготовили балаклавы из флиса, предоставленного администрацией одного из районов. Другие – вяжут пояса, варежки, носки из собачьей шерсти – ее предоставляет владелица груминг-салона. И таких примеров немало.

Если оставить за скобками энтузиастов, выкристаллизовывается проблема с материалами. Те же ткани, произведенные в России, обойдутся производителю дороже, чем закупленные в Китае, Узбекистане, Казахстане. То же самое касается фурнитуры. Говоря о готовой продукции, стоит упомянуть о процветающем посредничестве, что не приносит выгоды конечному потребителю.

Рывок спроса на военную экипировку поддержать смог не весь легпром