Добавить комментарий

Четыре крупных маркетплейса вычистили с интернет-витрин почти 2,5 млн карточек с контрафактом

Летом 2023 года Федеральная антимонопольная служба вместе с правообладателями, маркетплейсами и представителями некоммерческого партнерства «Объединение корпоративных юристов России» разработали практики по предотвращению торговли на онлайн-площадках нелегальной продукцией. Первые результаты этой работы появились в общем доступе в третьем квартале 2023 года – тогда маркетплейсы отчитались о почти 1,8 млн заблокированных товарных карточках. В начале 2024-го их число возросло до почти 2,5 млн.

Толчком к ведению такой работы стало разрешение на параллельный импорт, которое выдало государство всей российской торговле. С 2022 года в страну хлынул поток товаров неизвестного происхождения, хотя разрешение предусматривает закупку оригинального товара, но никак не подделок.

Ограничить «вседозволенность» решили тоже законодательно. Так, с 1 марта 2023 года маркетплейсы обязали нести ответственность за продажу контрафакта или непромаркированной продукции. Как? Блокировкой карточек товаров с признаками подделки.

Как объясняет ФАС, прежде чем их блокировать, маркетплейсы проводят анализ большого объема информации, связанного с продуктом, включая проведение экспертиз, контрольных закупок, проверку документов на товар.

Вообще у каждого маркетплейса – своя система контроля за оборотом товара. Одним помогает искусственный интеллект и обмен сведениями о недобросовестных продавцах, другие запрашивают сертификаты качества, сведения о лицензии. В сложных случаях могут обратиться и напрямую к производителю товара. Иногда проверки могут занимать не один день.

По оценкам разных экспертов, доля контрафакта на маркетплейсах колеблется в пределах от 50% до 70%. Больше всего на онлайн-витринах поддельных игрушек (до 35%), одежды и обуви (до 30%), бытовой химии и парфюмерии (20%).

Причем, если говорить об одежде, то продавец может одновременно реализовывать как оригинальные вещи, так и «реплики». Например, одежда, обувь и аксессуары с крупных московских оптовых баз тоже беспрепятственно попадают на маркетплейсы под видом продукции люксового сегмента. Всё потому что у поставщика не проверяют документы. Так же – без документов – на площадки попадают товары, ввезенные из Китая.

Пока трудятся надзорные органы и штаты специалистов по выявлению недобросовестных продавцов, покупатели сами могут обезопасить себя от покупки контрафакта. Например, проследить за средней ценой товара. Удивляет цена в три-четыре раза ниже привычной? – скорее всего, перед вами подделка. Проверяйте и упаковку: бренды снабжают их артикулами, штрихкодами, ссылками на сайт и другой информацией о себе. Мониторьте отзывы на товар – опытные покупатели быстро разоблачают контрафакт. Сомнения так же можно развеять, запросив у продавца сертификаты соответствия через сервис клиентской поддержки.

Четыре крупных маркетплейса вычистили с интернет-витрин почти 2,5 млн карточек с контрафактом