Треть россиян приобретают поддельные одежду и обувь осознанно

Треть россиян приобретают поддельные одежду и обувь осознанно

После ухода ряда западных брендов с отечественного рынка жители страны переосмыслили отношение к ценности оригинальной продукции и контрафакту.

В последние годы доля россиян, которые покупают поддельные (контрафакт, фальсификат, имитация, пиратская продукция и т. д.) товары, в 2021-2023 годах оставалась стабильной, такое исследование провел Университет Высшей школы экономики. Специалисты вуза провели опрос 6000 человек и выяснили, что в прошлом году доля россиян, которые в течение последних 12 месяцев покупали контрафакт, составила 12,5%, в 2022 году — 12,1%, в 2021-м — 13,7%.

Между тем доля граждан, которые подозревают, что купили подделки, существенно выше, но при этом в последние годы снизилась. В 2021 году она составляла 42,2% от числа респондентов, в 2022-м сократилась до 35,8%, в 2023 году — до 33,7%. При этом увеличивается число соотечественников, не приобретающих неоригинальную продукцию: в 2021 году доля была равна 44,1%, спустя год — 52%, а в 2023 году — 53,8%.

Тем не менее, доля покупателей, которые осознанно выбирают подделки, выросла. В 2021 году 22,1% покупателей подделок подтвердили, что заранее знали о том, что приобретают неоригинальную продукцию, в 2022 году доля таких потребителей увеличилась до 31% и осталась примерно такой же в минувшем году (30,7%). В любом случае это дело личного вкуса каждого человека. Зачастую реплики по своему качеству и внешнему виду не уступают оригинальной продукции, а ценник на этот товар в разы ниже.

Автор исследования, заместитель заведующего лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Зоя Котельникова подчеркивает, что уход зарубежных брендов не привел к увеличению общего числа покупателей контрафактных товаров, однако способствовал изменению их состава. Например, изменилась связь между отношением потребителей к брендам и покупками подделок. Если в 2021 году стремление потребителей к покупке товаров престижных брендов снижало вероятность покупки контрафакта, то в 2022 году ситуация поменялась на противоположную. Ранее известные бренды формировали у покупателей ценность потребления оригинальных товаров. После ухода многих международных компаний из РФ и исчезновения их товаров россияне, для которых престижность брендов играла существенную роль, стали переосмысливать свое отношение к контрафактной продукции.

Котельникова предполагает, что покупают поддельные товары не из-за их низкой цены, а из-за существенной разницы между ценой оригинального товара и ценой его подделки.

Чаще всего покупают фальсификат молодежь, респонденты без высшего образования и представителеи низкодоходных групп. При этом более лояльны к неоригинальным товарам потребители, которые совершают покупки через соцсети и маркетплейсы.

Чаще всего россияне покупают контрафактную одежду и обувь: в 2022 году их приобретали 40,4% покупателей, в 2023 году — 38,1%. На третьем месте в этом рейтинге находятся парфюмерия, косметика и средства личной гигиены, а также продукты питания и безалкогольные напитки.

Треть россиян приобретают поддельные одежду и обувь осознанно

Добавить комментарий