Дата публикации
Категория
Еще десять лет назад о легкой промышленности говорили осторожно - многие фабрики и комбинаты переживали не лучшие времена, рынки были завалены азиатским ширпотребом. Сейчас Минпромторг России и сопутствующие ему ведомства вытаскивают отрасль из экономической ямы постсоветского времени. И вроде бы получается, а с другой стороны - не очень. Несмотря на все принимаемые программы и разрабатываемые проекты.
Данные статистики говорят сами за себя: ни производство тканей, ни ковров, ни одежды - от носков до курток - за 25 лет не достигли того уровня объемов, который был в 90-х годах. Даже половины от тех показателей не достигли. Возможно, что это связано с массовым оттоком специалистов из текстильной отрасли, тогда как за рубежом, в том же Китае и Вьетнаме в производстве заняты миллионы, а у нас - порядка 330 тысяч.
Чтобы как-то изменить сложившуюся ситуацию, правительство страны разработало Стратегию развития легкой промышленности сроком на десять лет. По замыслу разработчиков, она должна вывести отечественный легпром на принципиально иной уровень работы: с экспортом, собственными узнаваемыми брендами, с синтетическими волокнами и большими отчислениями в налоговый фонд.
Однако пока всего того, что даже планируется сделать для отрасли, по словам представителей легпрома, недостаточно.
Так, промышленники предлагают докапитализировать две главные для них структуры - Россельхозбанк и Росагролизинг. Семь миллиардов рублей, которые необходимо потратить на эти цели, должны сыграть ключевую роль: первая компания станет гарантированным кредитором отрасли, а вторая - поставщиком нового оборудования. И то, и другое легпрому требуется как воздух.
Это с одной стороны. А с другой - в отрасли порядка пяти лет не происходит индексирования зарплаты. Для этого необходимо закладывать отдельные средства, которых у предприятий зачастую просто нет.
Неясность и неопределенность вносит в работу легпрома и сырьевая зависимость. В нашей стране своего и не выращивают, и не производят. О производстве пока только говорят, а выращивать - только пробуют. Отраслевики утверждают, что при таком раскладе говорить об импортозамещении просто смешно: как можно считать товар отечественным, когда он сделан, скажем, из индийского хлопка.
Наконец, надо сказать и о непосредственной поддержке местных производителей. Создание Индустриальных парков - пусть и популярный сейчас проект, но уже не такой актуальный, как хотелось бы. Все, кто мог, занял в них свою нишу, резидентов на промплощадках не прибавляется. Запрет на госзакупки импортной продукции - идея прогрессивная, но опять же не без изъяна: приобрести зарубежный продукт будет можно, если найдется неоспоримая аргументация в его пользу. Сейчас же все активнее государство призывает производителей работать на внешний рынок. И снова незадача - чтобы производить товар, который будет востребован за рубежом, надо основательно вложиться в дело. Российские легкопромышленные предприниматели понимают, что за свой труд выгоднее получать евро-валюту, а не рубли. Но где взять средства на заграничную переориентацию, когда свои кредиты не погашены, - никто не знает.
Добавить комментарий