Дата публикации
Категория
Петербургские представители предприятий в сфере производства одежды бьют тревогу: система обязательной маркировки подвергает риску ликвидации местного малого бизнеса. Причин несколько, но глобальная – это высокие затраты на включение в систему и работу с ней.
Проблему решили обсудить с предпринимателями предметно специалисты Минпромторга страны и оператора «Честного знака».
Маркировка товаров легкой промышленности вводилась поэтапно, начиная с шуб. В апреле 2024 года этот перечень вырос сразу в 15 раз - до 120 наименований: в него вошло большинство предметов одежды - от курток до галстуков-бабочек. А 1 марта 2025 года стартует так называемая третья волна: она охватит нижнее белье, носки, халаты, пижамы, весь детский гардероб и другие изделия.
Код маркировки стоит 60 копеек - казалось бы, немного, но его надо нанести на каждую единицу товара. К этому прибавляются другие расходы на работу в системе. Малым и микропредприятиям приходится закупать новые онлайн-кассы, компьютеры, сканеры, принтеры и программное обеспечение, а порой и нанимать дорогостоящих IT-специалистов. По подсчетам бизнеса, в итоге расходы возрастают не на 60 копеек, а на все 500 рублей.
Против самой идеи маркировки предприниматели ничего не имеют, отмечает председатель общественной организации «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина. Но внедрение вызывает вопросы.
Она отмечает, что идет речь о возможной ликвидации многих предприятий из-за невозможности выполнения условий «Честного знака». Во-первых, они зачастую невыполнимы чисто технически, а во-вторых, очень затратны. Например, система «Честный знак» не состыкована с кассами, с которыми работают 99 процентов предпринимателей. Следовательно, надо покупать новые. За нарушения предусмотрена административная и уголовная ответственность. Причем факторы риска возникают независимо от того, в чем причина - в ошибке предпринимателя, отсутствии интернета или сбое программы. Все ставится в вину бизнесу, ему приходят штрафы, которые скоро примут массовый характер, - поясняет Гришина. Затраты на маркировку исчисляются не только в деньгах, но и во времени.
Как проходит процедура маркировки? Сначала продавец переписывает с каждого товара состав, размер, цвет, артикул, производителя и так далее. Потом данные заносятся в компьютер. На создание одной карточки товара уходит до 30 минут. Предприниматели подсчитали, что на все товарные остатки надо потратить от 250 дней до пяти с половиной лет при восьмичасовом рабочем дне.
При обмене данными между «Честным знаком» и кассовым аппаратом возникают многочисленные ошибки и сбои, сообщила член Ассоциации предпринимателей малого бизнеса Норильска Анна Раевская на встрече с представителями оператора в Петербурге. При этом инструкции и служба поддержки не адаптированы для тех, кто плохо разбирается в компьютерах. То, что система требует доработки, подтверждают и профессиональные айтишники.
Программисты отмечают, что личный кабинет «Честного знака» сложен для неподготовленного человека. На многих этапах его ведения требуется дорогостоящий квалифицированный специалист либо многочасовые трудозатраты штатного персонала, а также специализированное ПО. Нет единого стандарта загрузки и выгрузки данных - только для внесения остатков использовалось три разных формата. При этом одна из задач системы - борьба с контрафактом - остается нерешенной, утверждают представители отрасли. Он свободно продается с надписью на этикетке «сделано в России».
По мнению предпринимателя Алексея Зажигина, вместо борьбы с теневым сегментом маркировка в ее нынешнем виде может его создать. В сложившейся ситуации выгоднее закрыть офлайн-магазины и торговать в интернете, не боясь проверок и уголовных дел.
Выслушав все претензии, представитель оператора системы Иван Пацук заявил, что компания готова вместе с бизнесом доработать инструкции в соответствии с его пожеланиями.
Петербургские предприниматели, в свою очередь, предложили не запрещать оборот немаркированных товаров до конца 2025 года, отложить «третью волну», а также ввести мораторий на проверки и штрафы. Их поддержали депутаты и бизнес-омбудсмен Валерий Калугин. Минпромторг продолжает разбираться в ситуации.
Добавить комментарий