Дата публикации
Категория
Текстильщики, швейники и кожевенники ждут, когда их отрасль включат в список наиболее пострадавших от пандемии. Для этого есть все основания.
Переориентация производств мало чем помогла отраслевикам. Заказы на пошив масок, халатов и других средств индивидуальной защиты скорее дали предприятиям продержаться на плаву, чем принесли большую прибыль. Спустя два месяца рынок уже не испытывает такого дефицита СИЗов, как это было в марте. Перепрофилированные сейчас ждут федеральной поддержки, и обсуждают меры, которые бы им действительно помогли.
Одна из трикотажных фабрик Ленобласти по пошиву детских вещей взялась за изготовление многоразовых масок с подачи местных властей. Вся прибыль от продажи изделий пошла на зарплату сотрудников. Производство работало круглосуточно. За свою «инициативность» предприятие пострадало: теперь ему нужно как-то покрыть внушительные счета за электроэнергию (10 руб./кВт). Никаких льгот и тем более «ночных тарифов» у фабрики нет. А они жизненно необходимы. Когда начал снижаться спрос на маски, предприятие вернулось к выпуску своего основного ассортимента. Он сегодня приносит больший доход, чем СИЗы, поскольку продается в крупной федеральной сети магазинов.
Сыктывкарская фабрика, специализирующаяся на выпуске одежде из флиса и школьной формы, тоже шила маски. Однако возврат к производству одежды не помог предприятию – вещи отправляются на склад, спрос на них фактически нулевой. Покупателей не прельщает даже бесплатная доставка и примерка.
На фабрике не скрывают, что нуждаются в региональной поддержке: производство расположено в арендуемом у муниципалитета здании, плата за его пользование (вместе с коммунальными услугами) достигает 100 тысяч рублей в месяц. Содержание магазина и офиса при фабрике – еще в 110 тысяч. Дай чиновники скидку на аренду или коммуналку – и предприятие бы трудоустроило несколько швей.
Но даже готовые маски оказалось не так-то просто реализовать. Так,10 предприятий северной столицы, объединивших ресурсы по изготовлению СИЗа, так и не получили поддержку ни от одной аптечной сети. Выручили юрлица.
Продажа масок через аптеки – это целая бюрократическая история. Производитель должен сертифицировать свой продукт. Стоимость сертификата – около 100 000 рублей. Но сегодня самим компаниям, выдающим техдокументы, необходима перерегистрация. То есть, нет гарантии, что сертификат не окажется филькиной грамотой, если фирма ликвидируется.
Один из главных минусов аптек – это привязанность к контрагентам. Частный бизнес, не обремененный обязательствами перед местным производителем, действует так, как выгодно ему. Отраслевики считают, что государство должно вмешаться в вопросы взаимодействия производителей и ритейла, помогать в вопросах сбыта отечественным компаниям.