Дата публикации
Категория
Ранее апробированная процедура из рекомендательной становится обязательной для производителей ряда легкопромышленных изделий. По данным Центра развития перспективных технологий, одежда и обувь находятся в топе товаров после алкоголя по доле подделок в нашей стране.
Вслед за лекарствами, алкоголем, шубами и обувью маркировка пришла и на рынок одежды. С 1 декабря процедуру обязаны проходить предприятия, изготавливающие спецодежду, кожаные изделия, трикотажные блузки, блузы и блузоны, верхнюю одежду – куртки, плащи, ветровки, накидки, пальто и полупальто. Маркироваться также должен домашний текстиль: туалетное, кухонное, столовое и постельное белье. Список утвержден распоряжением Правительства страны.
Эксперимент по маркировке длился около 4 месяцев, в течение которых отрабатывался механизм всех бизнес-процессов, всей цепочки товарооборота – от производства до выбытия товара с рынка (его покупки). В «пилоте» приняли участие почти 4 тысячи компаний. Сегодня в новой системе ЦРПТ зарегистрированы три тысячи производителей.
Вступление в силу новых правил торговли не означает моментального запрета продажи немаркированной продукции. Для производителей начался переходный период, когда они регистрируются в новой системе, приобретают оборудование для нанесения цифрового кода, пробуют его внедрять в свою работу, консультируются по различным вопросам с Минпромторгом и ЦРПТ. На все это отведен весь следующий, 2020 год. С 1 января 2021 года запрет вступит в силу.
Один из вопросов, который волнует легкопромышленников, – это финансовые затраты на маркировку. Как отметила в интервью федеральному СМИ представитель ЦРПТ, дорогостоящее оборудование производителям приобретать не придется. Многие уже с ним работают. Уйдут с рынка прежде всего те производители, которые не захотят работать по новым правилам. Труднее будет мелкому бизнесу – перспективы его существования поставлены под вопрос. Сам цифровой код (похож на QR-код) стоит всего 50 копеек (без НДС). Его нанесение не должно сильно отразиться на стоимости одежды и других легкопромышленных товаров, считают в ЦРПТ. Отследить «историю» товара можно будет в специальном приложении для смартфонов «Честный знак».
Цель нововведения, какой ее видит профильное ведомство, - это снижение уровня контрафакта и фальсификата на отечественном рынке. Подделать цифровой код при том, что он уникальный, можно, однако новая система быстро отследит партию и продавца, который его собрался сбывать (прецеденты уже есть). Кроме искоренения контрафакта, у проекта есть задача высвободить рынок от импорта и заместить зарубежные товары российскими. Плюс ко всему в лице Центра развития перспективных технологий государство получит структуру, собирающую определенную долю налогов от торгового оборота, которая раньше не поддавалась контролю.