Дата публикации
Категория
А когда российской легкой промышленности было легко? Вопрос, скорее всего, риторический. Но несмотря ни на что, российские бренды одежды развиваются, периодически на рынок выходят новые компании. «Лавировать» в меняющихся условиях помогают опыт, стратегическое мышление, трудолюбие и, конечно, смекалка.
Достижения и вызовы отечественного рынка
За последние три года отечественным производителям удалось достичь значительных успехов в импортозамещении — количество российских брендов одежды выросло на 18%. Однако высокая себестоимость продукции остается серьезным препятствием для развития отрасли. На цену влияет комплекс факторов: от стоимости импортных материалов до высоких налоговых нагрузок и расходов на маркировку.
Анализ затрат показывает, что себестоимость изделия формируется из нескольких ключевых компонентов:
- Материалы: ткани, фурнитура и прикладные материалы, преимущественно импортируемые;
- Производство: оплата труда швей, содержание мощностей, обновление оборудования;
- Налоги и регулирование: обязательная маркировка, сертификация, таможенные процедуры;
- Логистика и упаковка: транспортировка и подготовка товара к продаже;
- Непредвиденные расходы: разработка новых моделей, простои при наладке процессов.
Как отмечает владельцы крупных брендов, сложность модели и качество материалов напрямую влияют на конечную стоимость.
Как планировать работу в условиях нестабильности?
Производители используют различные подходы к прогнозированию спроса:
- Анализ продаж предыдущих сезонов
- Оценка рыночных трендов и потребительского поведения
- Учет остатков на складах и производственных возможностей
- Мониторинг валютных курсов и цен на сырье
Один из лайфхаков для производителей одежды – придерживаться стратегии универсальности и многослойности для адаптации к изменчивому спросу.
Россия vs Зарубежные производители
У зарубежного производства есть свои очевидные преимущества. Например, более низкие затраты на труд (Китай — $600/мес., Вьетнам — $400/мес.). Кроме того, за рубежом сконцентрирована вся производственная цепочка в одном регионе. Китайцы, ко всему прочему, предоставляют рассрочку платежей до 90 дней для крупных заказчиков. Да и в целом в «швейных» странах заметно более развитая инфраструктура и выстроенные бизнес-процессы.
Тем не менее, это не значит, что в России производству одежды невозможно выжить. Перспективы есть. Это сокращение логистических издержек, растущий потребительский интерес к локальным брендам, постепенное развитие производственных цепочек. Плюс ко всему - государственная поддержка реального сектора.
Эксперты отмечают, что российский рынок предлагает разнообразный ассортимент во всех ценовых категориях. Качественный гардероб можно приобрести как на онлайн-площадках, так и в офлайн-магазинах.
Несмотря на текущие вызовы, российская легкая промышленность демонстрирует потенциал для роста. Кратно увеличить шансы на успехи отрасли помогут развитие отечественного производства материалов, внедрение современных технологий, поддержка государства, а также своевременная адаптация бизнес-моделей к изменяющимся условиям рынка.
Как отмечают производители, при стабильной государственной поддержке легпром может значительно увеличить мощности и выпуск продукции.