Дата публикации
Категория
Теперь из короткого льноволокна можно извлечь больше пользы для текстильной и ряда других отраслей.
Авторство технологической инновации принадлежит Инжиниринговому центру текстильной и легкой промышленности – научной базе Ивановского политехнического университета.
Перед специалистами Инжинирингового центра стояла задача найти способ максимально глубоко переработать первичный лен. Существующие технологии дают возможность получить из такого сырья до 30% длинного волокна (является самым ценным и идет на производство тканей), остальное – короткое волокно и костру – можно считать отходами. Если последнюю применяют как биотопливо (для этого ее спекают в брикеты), то короткое волокно переработать гораздо труднее, хотя оно могло бы стать сырьем для текстильпрома. И ивановцы нашли такой способ его переработки – при определенном подходе стебли льна максимально превращаются в пригодное для дальнейшей обработки сырье.
Ученые с помощью математических расчётов выявили взаимосвязь между физико-механическими показателями исходного сырья и готовой продукции. При этом они создали концепцию технологической линии, на которой можно производить новые материалы с применением переработанного льноволокна.
Теорию проверили практикой. Апробация в условиях производства позволила получить одиночную и крученую виды пряжи, многослойные и однослойные материалы, а также композиционные. Вместе с тем, исследование помогло улучшить прототипы апробированных перерабатывающих устройств.
Практическая ценность разработки ивановских ученых в том, что технология позволяет получать новые виды материалов со включением в них льняных волокон (в том числе отходов). Потребительские свойства их значительно выше, они не уступают зарубежным аналогам, а также изделиям из хлопка. К тому же новая технология может подтолкнуть инженеров на разработку отечественного оборудования по переработке технической культуры – сегодня практически всё оно импортное.
Руководство проекта считает, что к льноводству нужно подходить системно: только так можно прийти к увеличению объемов производства, улучшению качества льна, а с ним – и расширить его применение в разных отраслях промышленности. При чем не только в текстильной.
Добавим, что из 260 000 тонн льняной пряжи, которую используют российские предприятия, только 60 000 производится в нашей стране. Новая технология глубокой переработки могла бы решить – если и не сразу полностью, то постепенно – вопрос сырьевого обеспечения. Он сегодня для России, как никогда, актуален.